Вестник ToU
Педагогическая серия
search Найти
ПРОБЛЕМА ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ САМООЦЕНКИ СТУДЕНТОВ ПОСРЕДСТВОМ КОММУНИКАЦИИ
Аннотация
Актуальность данного исследования обусловлена значимой ролью самооценки в обеспечении психологического благополучия, академической успешности и социальной адаптации студентов. Коммуникация, являясь основным механизмом межличностного взаимодействия, оказывает непосредственное влияние на процесс формирования личностных представлений индивида о себе, а также на уровень уверенности в собственных возможностях. Однако, несмотря на очевидную взаимосвязь между коммуникативными процессами и самооценкой, механизмы их взаимодействия требуют дальнейшего научного осмысления. В частности, необходимо более детальное изучение влияния различных форм коммуникации — вербальной, невербальной и цифровой — на динамику самооценки студентов, а также выявление факторов, способствующих её укреплению или, напротив, снижению. Настоящее исследование направлено на анализ влияния различных типов коммуникации на процесс формирования самооценки студентов. Особое внимание уделяется психологическим аспектам этого процесса, а также выявлению факторов, определяющих положительные изменения в восприятии студентами собственной значимости и компетентности. В рамках эмпирического исследования изучены три основные формы коммуникации — вербальная, невербальная и цифровая — с целью определения их воздействия на уровень самооценки студентов. Методологическая основа исследования включает теоретический анализ научных источников, анкетирование, наблюдение и статистическую обработку полученных данных. Анализ результатов позволил выявить закономерности влияния различных форм коммуникации на самооценку студентов, а также разработать практические рекомендации для преподавателей, студентов и образовательных организаций. Эти рекомендации направлены на создание благоприятной коммуникативной среды, способствующей развитию позитивной самооценки обучающихся. Полученные эмпирические данные могут быть полезны в контексте педагогической и психологической поддержки студентов, а также при разработке стратегий, направленных на укрепление их психологического благополучия в образовательной среде.
Автор
А.Б. Исмаилова
Х.Т. Наубаева
Р.С.Желдибаева
DOI
https://doi.org/10.48081/OXZP7941
Ключевые слова
самооценка
студенты
педагоги
коммуникация
образовательная среда
эмоциональный комфорт
обучение
Год
2025
Номер
Выпуск 3
Посмотреть статью Посмотреть журнал
ОСМЫСЛЕНИЕ ОБРАЗНОЙ ЛЕКСИКИ УЧАЩИМИСЯ 7-Х КЛАССОВ: РЕЗУЛЬТАТЫ ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА
Аннотация
Статья посвящена изучению восприятия, осмысления и интерпретации образной мотивированной лексики учащимися 7-х классов в условиях билингвального образовательного пространства. Исследование опирается на ряд теоретико-методологических положений: теория лексической образности, теория лексической мотивации, метод психолингвистического эксперимента, принципы сопоставительных билингвальных исследований. Цель статьи – выявление особенностей осмысления образной мотивированной лексики школьниками с различным языковым опытом (монолингвы и билингвы). Образность рассматривается как структурно-семантическая категория, важная для формирования ассоциативно-образного и критического мышления, развития когнитивной гибкости и языковой креативности школьников. Результаты направленного психолингвистического эксперимента с участием подростков одной из школ города Кокшетау позволили зафиксировать показания метаязыкового сознания, собрать корпус метавысказываний по интерпретации мотивированных образных слов в количестве 852 единицы. Выявлены основные лингвокогнитивные стратегии осмысления образной лексики: буквальное, ассоциативно-образное, денотативное и окказионально-креативное толкование. Полученные данные позволили провести сопоставительный анализ реакций монолингвов и билингвов и установить степень влияния языковой среды на формирование образного мышления. Сделаны выводы о необходимости интеграции мотивированной лексики и психолингвистических методов в образовательную практику для развития лингвокогнитивных способностей школьников.
Автор
Жакупова А.Д.
Мухамеджанов И.Т.
Мукашева А.О.
DOI
https://doi.org/10.48081/MGLR8719
Ключевые слова
лексическая образность
мотивированная лексика
психолингвистический эксперимент
билингвизм
образное мышление
Год
2025
Номер
Выпуск 3
Посмотреть статью Посмотреть журнал
ФОРМИРОВАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Аннотация
На сегодняшний день укрепление здоровья детей дошкольного возраста, обеспечение безопасности их жизни и деятельности является актуальной проблемой системы образования страны. В статье исследована проблема страхования детей от различных стихийных бедствий в условиях детского сада, его профилактики, формирование навыков безопасного поведения. Авторы определяют понятие «безопасное поведение», сравнивают и анализируют отечественные и современные российские программы дошкольного воспитания и обучения по проблеме исследования. На сегодняшний день необходимость охраны здоровья детей, страхование условий жизни определена как актуальная проблема, которая недостаточно изучена в научно-практическом плане. Предложена программа диагностики навыков безопасного поведения дошкольника при землетрясении. Глубоко исследована проблема в работах ученых A.Bandecchi, V.Pazzi, S.Morelli, L.Valori, N.Casagl в которых были выявлены критериальные показатели (когнитивные, мотивационные, деятельностные) и уровни (низкие, средние, высокие), формирующие у детей навыки безопасного поведения при землетрясениях. Приведены результаты практической работы по формированию навыков безопасного поведения дошкольника при землетрясении в условиях детского сада. В результате исследования предложены практические рекомендации, которые защитят детей от различных чрезвычайных ситуаций с помощью игр.
Автор
Р.К.Керимбаева
Ж.Т.Сарыбекова
У.Ш.Жамирова
Ш.Ж.Арзымбетова
Н.А.Шынтаева
DOI
https://doi.org/10.48081/HCER6979
Ключевые слова
землетрясение
безопасное поведение
страхование
чрезвычайная ситуация
навыки
Год
2025
Номер
Выпуск 3
Посмотреть статью Посмотреть журнал
Қазақ тілін үйретудің корпустық әдісі
Аннотация
Мақалада «Қазақ тілі ұлттық корпусының бес кіші корпусы» (https://best.qazcorpora.kz/) базасындағы дерекқорларды қазақ тілін үйретуде пайдалану жолдары қазіргі цифрландыру заманының негізгі талаптары ретінде қарастырылады. Корпустың бай тілдік ресурсын қазақ тілін үйретуде пайдаланудың өзектілігі сипатталады. Әртүрлі типтегі және стильдегі мәтіндер дерекқорларын пайдалану негізінде тілді үйренуге және үйретуге мүмкіндік беретін лингводидактикалық әдіс түрлерінің бірі – корпустық әдістің функционалдық, дидактикалық артықшылықтары талданады. Мақалада БАҚ тілінің материалдары, публицистикалық мәтіндерді корпустық әдістер негізінде қалай оқытуға болады деген мәселе ашылады. Корпустық әдістің газет тіліндегі сөз, сөз тіркесі мен сөйлемдерді, мәтінді меңгертудегі тиімділігі және белгілі бір сөздің түрлі тіркесімдік контексін көрсетіп беретін, негізгі, кілт сөздердің тематикалық тізімін жасап үйретудегі ерекшелігі дәлелденеді. Сонымен қатар корпустық әдістің коллокацияны үйретудегі тиімділігі мен мүмкіндіктері ұсынылады. Цифрланған мәтіндерді дидактикалық мақсаттарда тиімді пайдалану жолдары, аутентикалық материалдардың тіл үйренушіге беретін жанама лингвомәдени ықпалы зерделенеді. Қазақ тіліндегі контексті оқу барысында тіл үйренушілердің лингвистикалық және мәдени түсініктерінің жақсаруы, қазақша ойлау дүниетанымының кеңеюі, коммуникативтік біліктері мен корпустық құзыреттіліктерін қалыптастыру мәселесі сипатталады. Қазақ тілін үйрету сабақтарында корпустық әдістерді тиімді қолдана алу бірталай әдістемелік мәселелерді шешудің бірден-бір ұтымды жағы ретінде қарастырылады.
Автор
С.Омарова, Ж.Искакова, А.Орманова, Б.Абильмажинова,
Ж.Ербатырова
DOI
https://doi.org/10.48081/UKEQ5345
Ключевые слова
корпустық әдіс, лингводидактика, сөз, коллокация, мәтін
Год
2025
Номер
Выпуск 3
Посмотреть статью Посмотреть журнал
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОБЩИХ МОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С РАС
Аннотация
Физическое развитие детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) рассматривается не только как компонент оздоровительной деятельности, но и как ключевой фактор их успешной социализации, когнитивного и эмоционального развития. В условиях современного дополнительного образования потребность в научно обоснованных методах оценки и развития моторных навыков у таких детей становится всё более актуальной. Цель данной статьи заключается в комплексном изучении уровня сформированности основных физических качеств - гибкости, ловкости, скорости и координации - у дошкольников с РАС, а также в определении педагогических условий, которые способствуют их эффективному развитию. В исследовании приняло участие 15 детей дошкольного возраста, обучающихся в инклюзивном отделении дополнительного образования. В качестве методической базы использовались адаптированные диагностические тесты, ориентированные на особенности сенсомоторной сферы детей с РАС. Количественный и качественный анализ результатов позволил выделить три уровня двигательного развития и выявить преобладающие нарушения координации и скорости движений. Результаты подтверждают гипотезу о наличии вторичных нарушений, возникающих на фоне основного дефекта, а также указывают на необходимость систематической адаптивной физической работы. В данной статье предлагается обосновать педагогические подходы, используемые в контексте инклюзивного и дополнительного образования, формы проведения уроков и направления коррекционной деятельности. Материал может быть полезен преподавателям адаптивной физической культуры, дефектологам, тьюторам и разработчикам инклюзивных программ. Работа представляет собой теоретическое и эмпирическое исследование, имеющее практическое значение для системы специального образования.
Автор
Сатова А.К
Молдагалиева Ш.Б
Толендиева К.С
DOI
https://doi.org/10.48081/PLUI1935
Ключевые слова
расстройства аутистического спектра
моторные навыки
физическое развитие
адаптивная физическая культура
физические качества (гибкость, ловкость, скорость, координация
дополнительное образование
Год
2025
Номер
Выпуск 3
Посмотреть статью Посмотреть журнал
ПРАКТИКА ВНЕДРЕНИЯ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ПРЕПОДАВАНИЕ ЭСТРАДНОГО ПЕНИЯ
Аннотация
В статье рассматриваются современные подходы к внедрению технологий искусственного интеллекта (ИИ) в процессе преподавания дисциплины «Эстрадное пение». Исследование направлено на изучение практического применения ИИ для повышения эффективности обучения студентов, обучающихся по направлению ОП 6В02103 – Вокальное искусство на кафедре «Исполнительское искусство» Торайгыров университета. В статье анализируются возможности ИИ как инструмента для анализа вокальных данных, предоставления мгновенной обратной связи и персонализации учебного процесса. Особое внимание уделяется экспериментальной части исследования, проведенной среди студентов второго и третьего курсов кафедры. В рамках эксперимента была протестирована программа на базе ИИ, предназначенная для анализа звуковых характеристик голоса в режиме реального времени. Студенты выполняли вокальные упражнения, а система оценивала такие параметры, как точность интонирования, динамический диапазон, тембральное разнообразие, артикуляция и стабильность ритма. Программа предоставляла детализированный отчет о каждом исполнении, выявляя ошибки и предлагая рекомендации по их устранению. Участники эксперимента были разделены на две группы: первая группа обучалась с использованием ИИ, вторая – традиционным методом под руководством преподавателя. По результатам трехмесячного эксперимента студенты первой группы показали значительное улучшение техники исполнения, повысили уверенность в своих силах и продемонстрировали более высокий уровень самоконтроля. Использование ИИ позволило сделать процесс обучения более увлекательным и мотивирующим для студентов. Результаты исследования подтвердили гипотезу о том, что внедрение ИИ в преподавание эстрадного пения способствует более глубокому освоению материала, развитию профессиональных компетенций и формированию навыков самостоятельной работы. Статья подчеркивает значимость использования ИИ в музыкальном образовании как средства, дополняющего традиционные методики, и демонстрирует перспективы его дальнейшего применения для совершенствования системы подготовки вокалистов.
Автор
М. А. Валиева
Г. Ш. Омирбаева
Т. Азамат
К. М. Балажанова
Р. С. Маусумбаев
DOI
https://doi.org/10.48081/BDSH3263
Ключевые слова
искусственный интеллект
эстрадное пение
преподавание
вокальный анализ
персонализированное обучение
Год
2025
Номер
Выпуск 3
Посмотреть статью Посмотреть журнал
Академическое превосходство в Казахстане: реализация и восприятие инициативы академического превосходства
Аннотация
В статье исследуются эволюция понимания и практики академического превосходства в системе высшего образования Казахстана. Проанализированы количественные данные опросов (всего 1435 респондентов из 34 вузов) и качественные интервью с 34 национальными и зарубежными экспертами. Выявлено, что разные группы стейкхолдеров – руководство университетов, профессорско-преподавательский состав (ППС) и студенты – по-разному интерпретируют концепцию превосходства: управленцы акцентируют международные рейтинги и исследования, ППС – качество преподавания, академическую свободу и этику, а студенты – практическую ценность обучения. Инициатива по созданию Центров академического превосходства (ЦАП), запущенная в 2023 г., соответствует мировым трендам повышения конкурентоспособности вузов, однако её успех зависит от системных изменений: обеспечения институциональной автономии, вовлечения стейкхолдеров и учёта контекста региональных вузов. Выявлены барьеры и драйверы, которые по мнению респондентов, могут оказать влияние на реализацию Инициативы. Эксперты подчеркивали последствия негативного демографического давления на образовательную систему и вызванную им нехватку ресурсов и инфраструктуры, отмечали нехватку аудиторий и мест в общежитиях. К драйверам респонденты отнесли целевое финансирование, обновление инфраструктуры, международное сотрудничество, привлечение талантливых кадров, создание региональных партнерств. В заключение обосновывается, что академическое превосходство следует рассматривать как комплексную экосистему – совокупность измеримых результатов, инфраструктурной поддержки, партнерской культуры и соответствия национальным приоритетам развития.
Автор
Скиба Марина Александровна
Булдыбаев Тимур Керимбекович
Кудайбергенова Рената Еркиновна
Павалькис Дайнюс
DOI
https://doi.org/10.48081/KMLL8667
Ключевые слова
академическое превосходство; политика высшего образования; управление университетом; институциональная автономия; интернационализация; качество образования; вовлечение стейкхолдеров; инициативы превосходства.
Год
2025
Номер
Выпуск 3
Посмотреть статью Посмотреть журнал
ЖОО студенттерінің цифрлық ортадағы мінез-құлқының этикалық аспектілері
Аннотация
Бұл мақалада педагогикалық мамандықтарда оқитын студенттердің цифрлық ортадағы мінез-құлқының этикалық аспектілері жан-жақты әрі толық қарастырылады. Зерттеудің негізгі мақсаты — болашақ педагогтердің ғаламтор мен әлеуметтік желілердегі мінез-құлқын анықтау және талдау. Атап айтқанда, академиялық адалдықты сақтау деңгейі, медиасауаттылықты дамыту, киберэтикет қағидаларын сақтау, сондай-ақ жеке деректерді қорғау тәжірибесі зерттелді. Зерттеу барысында сауалнама, жартылай құрылымдалған сұхбаттар және контент-талдау әдістері қолданылды. Алынған нәтижелер көрсеткендей, педагогикалық мамандықтардағы студенттердің цифрлық ортадағы этикалық нормаларды сақтау деңгейі төмен, әрі бірқатар маңызды мәселелер кеңінен таралған. Атап айтқанда, академиялық адалдықты сақтамау, жалған ақпарат тарату, жеке деректерді қорғауға немқұрайлы қарау, сондай-ақ әлеуметтік желілерде кибербуллинг пен дөрекі мінез-құлық жиі кездеседі. Бұл жайттар болашақ педагогтердің кәсіби этикасы мен цифрлық мәдениетін арттыру қажеттігін көрсетеді. Мақалада оқу бағдарламаларына цифрлық этика мен медиасауаттылық бойынша арнайы пәндерді енгізу, семинарлар мен тренингтер ұйымдастыру, сондай-ақ студенттерге арналған әлеуметтік желілерде мінез-құлық кодексін әзірлеу ұсынылады. Сонымен қатар, зерттеу цифрлық ортада болашақ педагогтердің жауапкершілігін арттыруға бағытталған нақты ғылыми-тәжірибелік ұсыныстарды қамтиды. Мақаладағы материал қазіргі заман талаптарына сәйкес педагогтерді жан-жақты даярлауға әдістемелік негіз қалыптастырады және цифрлық этика мәселелерін кешенді шешудің қажеттілігін дәлелдейді.
Автор
Исембаева Н.Ж.
DOI
https://doi.org/10.48081/BYEM1349
Ключевые слова
цифрлық кеңістік, цифрлық этика, академиялық адалдық, медиасауаттылық, киберэтикет, цифрлық мәдениет.
Год
2025
Номер
Выпуск 3
Посмотреть статью Посмотреть журнал
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ВУЗАХ ЭСТОНИИ: ПОДДЕРЖКА СТУДЕНТОВ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ
Аннотация
Статья исследует систему инклюзивного образования в университетах Эстонии, фокусируясь на стратегиях поддержки студентов с особыми образовательными потребностями. Анализируются подходы, обеспечивающие равный доступ к высшему образованию, включая адаптацию учебных программ, внедрение ассистивных технологий, организацию индивидуальных консультаций и создание безбарьерной образовательной среды. Особое внимание уделяется институциональным мерам, направленным на интеграцию студентов с ограниченными возможностями здоровья, а также нормативной базе, регулирующей инклюзивные практики в эстонских вузах. В статье описан эксперимент, проведенный в Тартуском университете и Таллинском университете, который включал начальный замер уровня доступности образовательных ресурсов, качества учебной среды и удовлетворенности студентов с особыми образовательными потребностями. Эксперимент позволил оценить эффективность применяемых инклюзивных мер и выявить области, требующие доработки. Результаты показали, что вузы активно развивают инклюзивные подходы, однако сталкиваются с вызовами, связанными с финансированием, подготовкой преподавателей и координацией служб поддержки. Авторы рассматривают перспективы развития инклюзивного образования в Эстонии, включая внедрение универсального дизайна обучения и расширения программ подготовки кадров. Исследование подчеркивает важность междисциплинарного подхода и сотрудничества между вузами, государством и общественными организациями для создания устойчивой инклюзивной образовательной экосистемы.
Автор
Г. М. Тулекова
С. К. Антикеева
Ж. А. Жусупова
Н. Ф. Юношева
А. Б. Манабаев
DOI
https://doi.org/10.48081/NLML3119
Ключевые слова
инклюзивное образование
особые образовательные потребности
высшее образование
ассистивные технологии
безбарьерная среда
доступность образования
универсальный дизайн обучения
Год
2025
Номер
Выпуск 3
Посмотреть статью Посмотреть журнал
МЕХАНИЗМЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ БАРЬЕРОВ ПРИ ИНТЕГРАЦИИ ТЕХНОЛОГИЙ ИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ
Аннотация
В статье рассматривается проблема интеграции технологий искусственного интеллекта (ИИ) в профессиональную деятельность преподавателей иностранных языков. На основе анкетирования педагогов выявлены основные барьеры, препятствующие включению инструментов и технологий ИИ в практику образовательной деятельности. Методология исследования основана на комплексном подходе, сочетающем теоретико-аналитический, сравнительно-сопоставительный и эмпирический уровни анализа. Эмпирическая часть исследования была реализована на основе анкетного опроса 112 преподавателей факультета иностранных языков Карагандинского университета имени Е.А. Букетова, принявших участие в апробации ИИ-инструментов (ChatGPT, Grammarly, Quillbot, TextCortex). В качестве методов исследования выступили анализ литературных источников, сравнительный метод, анкетирование. Полученные результаты показали, что наиболее частыми барьерами при интеграции ИИ в педагогическую практику являются низкая цифровая компетентность преподавателей, отсутствие методической поддержки и разработок в области применения ИИ в образовании, языковая сложность интерфейсов ИИ-инструментов, этические опасения касательно академической честности и развития критического мышления. Сопоставление полученных данных с результатами исследований зарубежных авторов позволили обнаружить ряд корреляций в определении барьеров в казахстанском контексте с факторами, описанными в зарубежных исследованиях. На основании данных анкетирования и зарубежного опыта в данной области предложены механизмы преодоления барьеров, испытываемых педагогами при интеграции технологий искусственного интеллекта ИИ в свою профессиональную деятельность.
Автор
М. А. Тайкуманова
Г. Ж. Смагулова
Б. М. Ибраева
DOI
https://doi.org/10.48081/YXBK9292
Ключевые слова
искусственный интеллект
технологии искусственного интеллекта
ИИ-инструменты
интеграция искусственного интеллекта
барьеры в интеграции ИИ
преподаватели иностранного языка
компетенции в области ИИ
механизмы преодоления барьеров
Год
2025
Номер
Выпуск 3
Посмотреть статью Посмотреть журнал