ПРОБЛЕМА ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ САМООЦЕНКИ СТУДЕНТОВ ПОСРЕДСТВОМ КОММУНИКАЦИИ
Аннотация
Актуальность данного исследования обусловлена значимой ролью самооценки в обеспечении психологического благополучия, академической успешности и социальной адаптации студентов. Коммуникация, являясь основным механизмом межличностного взаимодействия, оказывает непосредственное влияние на процесс формирования личностных представлений индивида о себе, а также на уровень уверенности в собственных возможностях. Однако, несмотря на очевидную взаимосвязь между коммуникативными процессами и самооценкой, механизмы их взаимодействия требуют дальнейшего научного осмысления. В частности, необходимо более детальное изучение влияния различных форм коммуникации — вербальной, невербальной и цифровой — на динамику самооценки студентов, а также выявление факторов, способствующих её укреплению или, напротив, снижению. Настоящее исследование направлено на анализ влияния различных типов коммуникации на процесс формирования самооценки студентов. Особое внимание уделяется психологическим аспектам этого процесса, а также выявлению факторов, определяющих положительные изменения в восприятии студентами собственной значимости и компетентности. В рамках эмпирического исследования изучены три основные формы коммуникации — вербальная, невербальная и цифровая — с целью определения их воздействия на уровень самооценки студентов. Методологическая основа исследования включает теоретический анализ научных источников, анкетирование, наблюдение и статистическую обработку полученных данных. Анализ результатов позволил выявить закономерности влияния различных форм коммуникации на самооценку студентов, а также разработать практические рекомендации для преподавателей, студентов и образовательных организаций. Эти рекомендации направлены на создание благоприятной коммуникативной среды, способствующей развитию позитивной самооценки обучающихся. Полученные эмпирические данные могут быть полезны в контексте педагогической и психологической поддержки студентов, а также при разработке стратегий, направленных на укрепление их психологического благополучия в образовательной среде.
Автор
А.Б. Исмаилова
Х.Т. Наубаева
Р.С.Желдибаева
DOI
https://doi.org/10.48081/OXZP7941
Ключевые слова
самооценка
студенты
педагоги
коммуникация
образовательная среда
эмоциональный комфорт
обучение
Год
2025
Номер
Выпуск 3