Вестник ToU
Педагогическая серия
search Найти
ХИМИЯ САБАҚТАРЫНДА STEM ТЕХНОЛОГИЯ ЭЛЕМЕНТТЕРІН ИНТЕГРАЦИЯЛАУ АРҚЫЛЫ БІЛІМ БЕРУ САПАСЫН КӨТЕРУ
Аннотация
Мақалада орта мектепте химия сабақтарында қолдануға болатын STEM технологияларын қолдану әдістемесі ұсынылған. Ғылым, математика, технология және инженерия (STEM) сияқты негізгі академиялық салалар алға жылжуда. Мұғалімнің міндеті-оқушыны оқу процесіне белсенді қатысушы ету. Оқу процесінде оқыту формалары мен құралдарын әртараптандыруға мүмкіндік беретін STEM технологияларын қолдануға ерекше назар аударылады. Мақаланың мақсаты - "Суды тазарту әдістері"тақырыбындағы ғылыми жоба негізінде химия сабақтарында STEM технологиясын қолдана отырып, оқу пәніне қызығушылықты арттыру. Сабақ барысында студенттер заманауи, қарапайым және қол жетімді инженерлік жабдықтар мен материалдарды қолдана отырып, берілген тапсырманың прототипін қалай орындайтындығы көрсетілген. Оқушылар соңғы өнімді жасау процесінде бар жабдықтың бөліктерін пайдалана отырып, пластиктен немесе картоннан үлгілер жасайды, сонымен қатар әртүрлі материалдарды біріктіру арқылы заттардың қасиеттерін ескеруді үйренеді. Оқушы максималды функционалды және тиімді пайдалану үшін модельдің құрылымдық компоненттерін таңдайды. Сабақ барысында оқушылар бірнеше сүзгілерді қалай жасау керектігін және суды тазартуды көрсетеді. Мұнайдың төгілуі, жер асты суларының ластануы, өзендер мен көлдердің сарқынды суларының ластануы сияқты судың ластануының жергілікті немесе ұлттық проблемалары туралы материалдар Қазақстан мен Түркістан облысындағы судың ластану мысалдарында зерделенуге тиіс. Мақалада ластанған суды қайта тазарту қажеттілігі қарастырылады. Мысалы, тазалау, ыдыс жуу немесе жуу кезінде ағынды су пайдаланылады, содан кейін лас су тазарту қондырғыларына жіберіледі. Су бірқатар емдеу жүргізілетін үлкен резервуарларға орналастырылады. Бөлшектер жойылады, бактериялар суда еріген қоректік заттармен қоректенеді, ал химиялық заттар немесе ультракүлгін сәулелер микроорганизмдерді жояды. Жиналған барлық қатты заттар бөлек өңделеді және сәйкесінше жойылады. Таза су тазарту қондырғыларын өзендерде, көлдерде және мұхиттарда, сондай-ақ бүкіл әлемдегі жануарлар мен адамдарда пайдалануға дайын қалдырады. Нәтижесінде, STEM әдісін химия сабақтарында білім беру бағдарламасының басқа пәндерімен тұрақты пәнаралық байланыстар құру және оқу материалы мен оқушылардың үлгерімін түсінуді жақсарту үшін қолдануға болатындығы анықталды.
Автор
Б.Б. Шағраева
Н.Т.Шертаева
Х.К.Абдрахманова
Н.Б.Тоқтамыс
DOI
https://doi.org/10.48081/THSV5623
Ключевые слова
STEM білім беру
STEM технологиясы
химия пәні
әдістемелік әзірлеме
пәнаралық байланыс
су
сапа көрсеткіштері
Год
2025
Номер
Выпуск 1
Посмотреть статью Посмотреть журнал
РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ШКОЛЬНОГО ПРОЕКТА «ЗЕЛЕНАЯ ШКОЛА» НА ОПЫТНОМ УЧАСТКЕ СЕЛЬСКИХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ
Аннотация
В данной статье представлены результаты реализации школьного проекта обучающегося средней общеобразовательной школы Павлодарской области как пример применения метода научных проектов. Дается поэтапное описание проведенной работы с обоснованием методов и приемов, с последующим анализом эффективности применения данного вида познавательной деятельности обучающегося. Ведущей идеей исследования является практическое обоснование необходимости организации и всемерной поддержки работы пришкольных учебно-опытных участков. Изучение конкретного примера реализации школьного научного проекта с применением в качестве базы пришкольного учебно-опытного участка дает возможность детально рассмотреть возможные пути оптимизации такого рода видов учебной и учебно-познавателшьной деятельности, которые направлены на формирование экологического мировоззрения. Экологическое образование необходимо рассматривать не только как передачу знаний, умений и навыков, но и практическую деятельность по охране природы. В ходе исследования был задействован комплекс общенаучных методов, основанных на наблюдении, анализе и выведении гипотез исследования, которые были подтверждены в ходе обработки эмпирического материала. Таким образом, делается вывод о том, что настоящий пример реализация школьного проекта «Зеленая школа» является доказательством эффективности метода научных проектов в процессе обучения и воспитания в средней общеобразовательной школе.
Автор
*A.E. Кожанова, Ш.Ш.Хамзина Ж.С.Сихынбаева, Е.Н.Қаржаубай
DOI
https://doi.org/10.48081/IZKO9753
Ключевые слова
проектная деятельность школьника, «Зеленая школа», экологическое образование, экологическая культура, экологическая деятельность, трудовая деятельность, учебно-опытный участок, опытническая деятельность
Год
2025
Номер
Выпуск 1
Посмотреть статью Посмотреть журнал
НЕКОТОРЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ К ОЛИМПИАДАМ ПО ХИМИИ
Аннотация
Статья рассматривает некоторые методические аспекты и особенности подготовки школьников старших классов к олимпиадам по химии. Материалы, отраженные в статье являются результатом эмпирических исследований авторов статьи в процессе преподавания дисциплин, связанных с методикой преподавания химии. В материале публикации затронуты следующие вопросы подготовки школьников к олимпиадам: основные подходы при решении олимпиадных задач, последовательность изучения тех или иных разделов химии при подготовке к олимпиадам, использование специальной литературы с учетом возрастных особенностей и наиболее часто встречающихся олимпиадных заданий по химии. Безусловно, химия является экспериментальной наукой, поэтому в статье также рассматриваются вопросы подготовки школьников к практическому туру олимпиады. Данный аспект является краеугольным камнем во всей системе преподавания химии как области науки, поскольку большинство школ, особенно сельских, как правило, слабо оснащены химическим оборудованием и реактивами, не говоря уже о необходимости получения лицензии на использование химических прекурсоров. Материал статьи может быть полезен молодым преподавателям и учителям химии, а также разработчикам курсов и образовательных программ по направлению методики преподавания химии.
Автор
Мажибаев Асылжан Кенжекереевич
Шарыпова Надежда Владимировна
DOI
https://doi.org/10.48081/VDLX5183
Ключевые слова
химическая олимпиада, решение задач, неорганические вещества, разделы химии, органическая химия
Год
2025
Номер
Выпуск 1
Посмотреть статью Посмотреть журнал
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД ПРИ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ОРГАНИЗАЦИИ УРОКОВ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТРУДА
Аннотация
В настоящем тематическом исследовании рассматриваются проблемы подготовки будущих учителей начальных классов, раскрываются способы использования междисциплинарного подхода к обучению художественному труду и обсуждается, как реализовать данный подход таким образом, чтобы повысить уровень целостного обучения участников эксперимента, развивая и оттачивая навыки преподавания у студентов. Цель исследования – изучение влияния элективного курса с междисциплинарным подходом на педагогическое мастерство и развитие креативного мышления у будущих учителей в контексте уроков художественного труда. Для оценки экспериментального воздействия провели анализ и экспертную оценку разработанных студентами планов уроков, творческих упражнений, системы оценивания и разноуровневых заданий. Все участники выполняли тест для оценки креативного мышления. Для лучшей объективности в рамках интервьюирования получены мнения посещавших междисциплинарный курс индивидов. Согласно результатам, исследуемый курс значительно повысил педагогическое мастерство посещавших его студентов – их показатели выросли на четверть от начального уровня и стали существенно выше, чем у студентов, не привлечённых к курсу. Участники, прошедшие курс, продемонстрировали заметное увеличение субъективного креативного мышления по сравнению с собственным начальным уровнем; однако, хотя их итоговые показатели креативности были выше, чем у интактных студентов, данное различие не достигло статистической значимости. Судя по ответам интервью, большинство студентов посчитали курс полезным, получив новые представления о междисциплинарном подходе и осуществимые планы для его использования на уроках художественного труда. Участники отметили, что интегративные уроки требуют заранее составленных точных инструкций для родителей, а также хорошей предварительной подготовки. Идея исследования состоит в том, чтобы после подготовки студенты смогли внедрять междисциплинарный подход не только при обучении художественному труду, но и в различных сочетаниях с другими учебными дисциплинами.
Автор
Шагатаева Зауре Ерназаровна
Балташева Перизат Нуриденовна
Даулетова Индира Гадильбековна
DOI
https://doi.org/10.48081/ZHZB2429
Ключевые слова
будущий педагог
междисциплинарный подход
художественный труд
педагогическое мастерство
креативное мышление
начальное образование
Год
2025
Номер
Выпуск 1
Посмотреть статью Посмотреть журнал
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ САМООЦЕНКА МОДЕРИРУЕТ СВЯЗЬ МЕЖДУ КОГНИТИВНЫМИ ФУНКЦИЯМИ И МАТЕМАТИЧЕСКИМИ НАВЫКАМИ ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация
Мотивационные переменные и их социальные корреляты, такие как формирование адекватной самооценки, могут объяснить корреляцию между когнитивными способностями и академической успеваемостью школьников при изучении математики. Исследование преследует цель выяснить, модерирует ли математическая самооценка связь между математическими навыками младших школьников и их визуально-пространственной рабочей памятью. Исследование проводили на младшеклассниках, используя следующий инструментарий: три математических теста, тест обратных блоков для измерения рабочей памяти, а также шкала для проверки математической самооценки. Для обработки полученных данных был проведён статистический анализ двумерных корреляций и умеренной регрессии. Результаты исследования показывают, что визуально-пространственная рабочая память значимо предсказывает способности к вычислению и к ранжированию чисел у учащихся младших классов. Математическая самооценка не оказывает значимого прямого влияния на эти способности, однако значимо модерирует связь между визуально-пространственной рабочей памятью и обеими зависимыми переменными. Исследование подчёркивает важность учёта взаимодействия между когнитивными способностями и самооценкой при разработке образовательных программ для младших школьников. Требуются дальнейшие исследования в области факторов-предшественников математических способностей учащихся начальной школы.
Автор
Б. Б. Саткулов
DOI
https://doi.org/10.48081/DBIK6521
Ключевые слова
математика
визуально-пространственная рабочая память
математическая самооценка
математические навыки
когнитивные функции
младшеклассники
Год
2025
Номер
Выпуск 1
Посмотреть статью Посмотреть журнал
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТАВСЕЛЕННЫХ И VR/AR ТЕХНОЛОГИЙ КАК СРЕДСТВО ПОГРУЖЕНИЯ В ЯЗЫКОВУЮ СРЕДУ
Аннотация
В статье представлены результаты изучения использования VR/AR технологий как средства погружения в языковую среду для студентов вузов. Вследствие актуальности вопроса использования технологии виртуальной (VR) и дополненной реальности (AR) отмечается что VR/AR являются ключевыми компонентами образовательных стратегий в различных областях, включая обучение иностранным языкам. По мнению авторов, введение иммерсивных технологий (VR/AR) позволяет создать реалистичные и интерактивные языковые среды, способствующие лучшему усвоению материала и погружению в языковую среду. В основной части исследования представлены результаты анкетирования и опроса студентов и педагогов с целью оценки влияния VR/AR на языковые навыки и вовлеченность в процесс обучения. Авторами сделан вывод о том, что студенты, использующие данные технологии, демонстрируют более высокий уровень активности и уверенности в применении нового лексического и грамматического материала по сравнению с теми, кто пользуется лишь традиционными методами обучения. Беседы с педагогами, проводившими наблюдение за студентами показали, что студенты активнее применяют новый материал и с большим интересом выполняют задания в виртуальной среде. В заключении данной статьи приводятся данные, содержащие подтверждение вопроса эффективности VR/AR технологий. Практические рекомендации, представленные авторами, содержат в себе примеры разработок, основанных на иммерсивных виртуальных сценариях, что, по их мнению, способствует лучшему усвоению языкового материала и повышению мотивации студентов.
Автор
Аяшева Диана Батырбековна
Нуркенова Сауле Слямбековна
DOI
https://doi.org/10.48081/HJEX7954
Ключевые слова
VR, AR, виртуальная реальность, иностранные языки, иммерсивное обучение, вовлеченность студентов, языковые навыки.
Год
2025
Номер
Выпуск 1
Посмотреть статью Посмотреть журнал
МЕКТЕП МАТЕМАТИКАСЫН ОҚЫТУДА БАҒАЛАУДЫ ЖЕТІЛДІРУДЕ ЦИФРЛЫҚ ТЕХНОЛОГИЯЛАРДЫҢ КӨМЕГІМЕН БАҒАЛАУ ТАПСЫРМАЛАРЫН ДАЙЫНДАУ ТИІМДІЛІГІ
Аннотация
Бұл мақалада тиімділігі жоғары цифрлық технолагиялар бағалауды жетілдіру құралы ретінде математика сабағында қолданудың мүмкіндіктері қарастырылған. Қазіргі білім беруде цифрлық технологиялардың көбеюімен математика пәнін оқытуда жаңа тәсілдер мен заманауи құралдарды қалай нәтижелі жүзеге асыруға болатындығын зерттеу өзектілігі артуда. Зерттеу жұмысында математика сабағында қолдану аясы кең таралмаған цифрлық технологияларға салыстармалы талдау жасалынды. Математика пән мұғалімдерінен бағалау тапсырмаларын дайындауда цифрлық технологияларды қолданудың тиімділігін анықтау бойынша 51 мұғалімнен сауалнама алынып, нәтижесінде оқыту үдерісінде мұғалімдерге тиімді, қолдану интерфейсі жеңіл, кері байланыс алуға және оқушылардың білім деңгейін жылдам бағалауға көмектесетін, интерактивті бағалау тапсырмаларын жасауға арналған «Socrative» және «Wizer.me» цифрлы бағдарламалардың математика пәнінде қолдану мысалдары қарастырылды. «Socrative» цифрлы бағдарламасының қолданылуы Алматы қаласында білім алатын 9 сыныптың 21 оқушысына, «Wizer.me» цифрлы бағдарламасының қолданылуы 8 сыныптың 17 оқушысына тәжірибе жүзінде жүргізілді. Сондай-ақ мақалада сауалнама нәтижелері қаралып, цифрлық технологияның оқыту үрдісінде бағалауды жетілдіруге қалай әсер ететіні, оқушылардың мотивациясы мен оқуға деген қызығушылығын арттырудағы рөлі, олардың оқу жетістігін бағалаудағы маңыздылығы талқыланады.
Автор
Б.Г. Бостанов
Б.Ә. Лаханова
DOI
https://doi.org/10.48081/MMMW6291
Ключевые слова
бағалауды жетілдіру
бағалау тапсырмалары
мектеп математикасы
цифрлық технология
«Socrative» бағдарламасы
«Wizer.me» бағдарламасы
Год
2025
Номер
Выпуск 1
Посмотреть статью Посмотреть журнал
МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАЗАХСТАНА: ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КРЕАТОСФЕРА
Аннотация
В статье рассматриваются проблемы и перспективы развития музыкального образования в Казахстане в условиях глобализации и внедрения инновационных технологий. Автор акцентирует внимание на необходимости формирования профессиональной креативной среды (креатосферы), которая позволяет будущим педагогам-музыкантам сочетать традиционные методы музыкального мастерства с новыми подходами к обучению. Одним из ключевых элементов обсуждения является использование модульно-кредитной системы обучения, мультимедийных технологий и проектного обучения, которые способствуют более глубокой творческой самореализации студентов и повышению их профессиональных компетенций. Автор отмечает важность адаптации международного опыта под национальные реалии, что особенно актуально для музыкальной культуры Казахстана, играющей значительную роль в сохранении национальной идентичности. В статье также подчеркиваются проблемы, связанные с нехваткой методических материалов, недостаточной технической оснащенностью учебных заведений и необходимостью повышения квалификации преподавателей для эффективного использования новых образовательных технологий. На основе проведенного анализа автор предлагает рекомендации по совершенствованию системы музыкального образования, направленные на развитие творческого потенциала и профессиональных навыков у будущих педагогов-музыкантов в условиях модернизации образования и глобальных изменений.
Автор
Е. Жанайхан
М. П. Попандопуло
Д. А. Ковалев
А. У. Базарова
DOI
https://doi.org/10.48081/TJSD8327
Ключевые слова
музыкальное образование
профессиональная креатосфера
инновационные технологии
модульно-кредитная система
креативность
Год
2025
Номер
Выпуск 1
Посмотреть статью Посмотреть журнал
THE ROLE OF DISCURSIVE COMPETENCE IN THE ACTIVITIES OF A SOCIAL TEACHER
Аннотация
In this article, the author examines the essence of the discursive competence of a social educator. The main tool in discourse is communication. This article is mainly aimed at structuring the analyzed literary research on the «pedagogical discourse», which contributes to a reassessment of its importance for modern specialists. The need to study «pedagogical discourse» is associated not only with its theoretical complexity but also with modern public and state demand. In recent years, Kazakhstan has been assessing the role of a teacher. The prestige of this profession has grown significantly since the current educational agenda sets the task of forming full–fledged, conscious, and responsible citizens of our society. A deep understanding of the «pedagogical discourse» allows modern teachers to expand their professional horizons through the educational process. In order to determine whether pedagogical discourse occupies an important place in the work of a social pedagogue, a survey was conducted and the result was shown. Тhe ability of a social teacher to create the right relationships in his work is one of the main indicators of competence. With the help of discursive competence, the teacher activates his activities and becomes a determining factor in his social growth thanks to his professional competence.
Автор
Калыкова А.О. Аринова Б.А.
DOI
https://doi.org/10.48081/FRJI3733
Ключевые слова
discourse, pedagogical discourse, discursive competence, communicative competence, social pedagogue.
Год
2025
Номер
Выпуск 1
Посмотреть статью Посмотреть журнал
INTEGRATING TECHNOLOGY INTO CONTEXTUAL MATHEMATICS EDUCATION TO ENHANCE FUNCTIONAL LITERACY
Аннотация
This article examines the impact of contextual learning on the development of functional literacy of 5th grade students. The main purpose of the study was to identify the effectiveness of contextual tasks aimed at various spheres of life in improving the level of mathematical literacy and critical thinking among schoolchildren. The introduction of tasks related to personal, social, professional and scientific contexts has shown its high effectiveness. When developing contextual tasks, special attention was paid to such aspects as personal, social, professional and scientific. Repeated diagnostics after the implementation of these tasks showed a significant improvement in the level of functional literacy of students. The average scores in all contexts have increased significantly, which indicates an increase in skills in budget management, planning, organizing social projects, developing business plans and conducting scientific research. The results of the study emphasize the need to continue working in this direction, expand the range of contextual tasks and conduct regular diagnostics. The data obtained can be used to develop new teaching materials and programs aimed at further development of functional literacy of students. Thus, the use of contextual tasks in the educational process contributes to improving the quality of education and preparing students to successfully solve real-life problems.
Автор
N.K. Akperov
Y.A. Tuyakov
A.K. Ardabayeva
DOI
https://doi.org/10.48081/VLZI7525
Ключевые слова
Contextual learning
functional literacy
mathematical literacy
critical thinking
contextual tasks
Год
2025
Номер
Выпуск 1
Посмотреть статью Посмотреть журнал